Дислексия является парциальным нарушением, связанных с проблемой в восприятии письменных знаков. Данное заболевание связано с недостаточным развитием определенных психических функций, которые принимают участие в данном процессе. Характерные признаки, свойственные для этой болезни, – проблемы с восприятием прочитанной информации, извращение состава предложения и чтение по слогам. Во время диагностического обследования пациента, врач обязан провести анализ уровня развития речевых и неречевых функций, а также чтения и письма. Лечение дислексии основывается на тренингах, которые направлены на развитие нарушенных процессов. Давайте разберем, что это за болезнь и как она проявляется.
Характеристика заболевания
Дислексия — это психическое заболевание, при котором больной испытывает трудности с овладением навыков чтения. Зачастую подобные проблемы связаны с недостаточной развитостью определенных мозговых отделов, которые отвечают за процесс чтения. По данным ВОЗ, данное заболевание довольно распространено и чаще всего проявляется у мальчиков. Распространенность этой патологии среди людей со среднестатистическим уровнем интеллекта составляет около пяти процентов. В случае с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, данный процент значительно увеличивается.
В логопедии подобные нарушения различаются по степени тяжести. Помимо дислексии (фрагментарное расстройство), существует алексия, при наличии которой, у больного полностью отсутствует возможность овладеть способностью чтения. Обе формы психического расстройства могут выступать в качестве самостоятельного заболевания, но довольно часто подобные проблемы проявляются в совокупности с диграфией (нарушение письменной речи).
Причины развития болезни
Большинство западных исследователей данного феномена придерживаются теории о том, что данная проблема имеет наследственные корни. Зачастую это заболевание регистрируется у людей, обладающих правополушарной формой мышления. По мнению специалистов, существует некая взаимосвязь данного психического расстройства и людей, у которых преобладающая рука является левой. Также исследователи говорят о том, что у большинства людей с данным заболеванием наблюдается наличие различных патологий, которые нарушают умственную активность. Подобные природные обстоятельства редко вызывают серьезные отклонения, и большинство изменений полностью обратимы.
Развитие элементарных нарушений в работе головного мозга может быть связано со следующими факторами:
- Тяжелые роды, сопровождающиеся преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией и прочими трудностями.
- Врожденный порок сердца у эмбриона или наличие данного заболевания у матери.
- Помимо этого, токсическое поражение нервной системы может быть вызвано употреблением спиртных напитков и сильнодействующих медикаментозных средств во время беременности.
Также врачи не исключают возможность влияния инфекционных заболеваний на развитие некоторых отделов головного мозга младенца. К таким заболеваниям относятся ветрянка, герпетическая инфекция, корь и рубелла. Дисграфия и дислексия могут быть вызваны механическими черепно-мозговыми травмами, во время прохождения ребенка по родовым путям.
Задержка созревания определенных отделов коры головного мозга, что отвечают за развитие дислексии может быть связана с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, истощающими болезнями, а также инфекционными заболеваниями, свойственными для детей. Органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, олигофрения и речевые нарушения также тесно связаны с рассматриваемой патологией.
Помимо этого, существует целый ряд социальных факторов, которые выступают в роли косвенных причин формирования дислексии. К таким факторам относятся дефицит общения, неблагоприятный окружающий климат, высокий темп обучения или раннее начало освоения грамоты. По словам специалистов, проблемы с формированием устных речевых навыков имеют тесную взаимосвязь с патологиями фонетико-фонематического развития.
Как развивается заболевания
Умение читать, с точки зрения психофизиологических процессов, является совокупностью взаимосвязанного труда зрительных, речеслуховых и речедвигательных сенсоров. Зрительные сенсоры отвечают за восприятие, осознание и различение разнообразных букв. После этого, буквы соотносятся с правильными звуками и сливаются в слоги. Далее слоги объединяются в слова, а слова в предложения. Цель данного процесса – понять и осознать прочитанное. Основываясь на этой точке зрения, можно сказать о том, что дислексия является нарушением этого процесса, который полностью изменяет последовательность включения различных механизмов.
Психология рассматривает дислексию как частичную задержку формирования определенных психических навыков, которые отвечают за восприятие письменной речи.
По мнению специалистов, данное заболевание связано с нарушениями зрительного гнозиса, фонетической восприимчивости и пространственного ориентирования. Помимо этого, дислексия затрагивает слухо-моторную координацию, эмоционально-волевую сферу и внимание.
Как классифицируется болезнь
Данное заболевание подразделяется на две категории: вербальную и литературную дислексию. Вербальная дислексия проявляется в виде нарушений навыков чтения, а литературная форма заболевания связана с проблемами усвоения отдельных букв. Разбирая вопросы о том, как проявляется дислексия, что это такое, виды и признаки, следует уделить особое внимание различным формам проявления этой болезни и характерным симптомам:
- Тактильная – результат нарушения тактильной формы восприятия у людей со слабым зрением.
- Мнестическая – является следствием дисфункции речевой памяти и характеризуется трудностями в сопоставлении звуков и букв.
- Оптическая – дисфункция, связанная с недоразвитостью зрительно-пространственных навыков.
- Аграмматическая – нарушения в развитии грамматического речевого строя, функциональных и морфологических обобщений.
- Фонематическая – проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом.
- Семантическая дислексия – это совокупность проблем со слоговым синтезом и словарным запасом. Данная патология характеризуется проблемами с восприятием синтаксической связи в различных предложениях.
Специалисты связывают фонематическую, сематическую и аграмматическую формы заболевания с нарушениями речевых функций. Остальные формы рассматриваемой патологии являются нарушениями психических функций.
Клиническая картина
Устная речь больных данным заболеванием сопровождается различными дефектами в произношении звуков. Помимо этого, у людей с подобным диагнозом часто наблюдается скудность словарного запаса и проблемы с пониманием различных слов. В речи больного часто отсутствуют развернутые предложения, а используемые слова могут быть почти не связаны друг с другом.
Симптомы дислексии у взрослых часто проявляются в виде смешивания или замены различных звуков, которые имеют схожие акустические признаки. Довольно часто люди с подобной проблемой читают по слогам и искажают звуко-слововую структуру произнесенных слов. Семантическая дислексия часто характеризуется при помощи термина «механическое чтение». Данная форма заболевания проявляется в виде нарушений, связанных осознанием прочитанных фраз. Аграмматическая дислексия характеризуется неправильным прочтением окончаний различных слов. Также данная патология выражается нарушением согласования разных частей речи.
Мнестическая форма патологии является нарушением ассоциации среди зрительных форм букв и соответствующих им акустических звуков. При наличии этой формы заболевания, больной испытывает сложности с запоминанием букв, что приводит к их смешиванию и замене во время чтения. Во время проведения обследования могут быть выявлена трудность воспроизведения слов, состоящих из нескольких последовательных согласных. Для оптической формы заболевания свойственные такие симптомы, как смешивание и замена букв, имеющее схожие графические элементы. К таким буквам относятся «Б — Д», «Д — Л», «В — З». Также характерный симптом для этого типа заболевания, резкое смещение с одной строчки на другую во время чтения. Также клиническая картина при этой форме заболевания проявляется в виде зеркального чтения.
Тактильная форма рассматриваемого заболевания характерна лишь для незрячих людей. Во время чтения азбуки Брайля у больных наблюдается смещение тактильных ощущений букв, имеющих определенную схожесть. Как и в случае с оптической формой заболевания, больные часто смещаются через строки, пропускают буквы и слова и практически не вникают в смысл прочитанного.
Диагностические методы
Диагностика дислексии включает в себя логопедическое обследование, во время которого врач, подвергает тщательному анализу уровень сформированности различных речевых процессов. Помимо этого, необходимо тщательно изучить анамнез жизни пациента, для того, чтобы понять причины развития этого нарушения. Говоря о том, что такое дислексия у детей, следует обратить внимание на то, что помочь понять природу заболевания может показатель успеваемости маленького пациента.
Помимо этого, особому тщательному анализу подвергается манера произношения различных звуков, фонематическое развитие и связанность речи. Довольно часто, специалисты просят пациентов выполнить несколько заданий, включая переписывание текста, написание услышанной информации и самостоятельную письменную речь. Также во время обследования проводится оценка темпа и правильности произношения слов и осознание прочитанного.
Одна из главных составляющих диагностики данного заболевания – выявление степени функциональности синтеза и анализа, зрительного гнозиса, а также оптико-пространственных ориентиров. Помимо этого, диагностика данного заболевания включает в себя проведение ЭЭГ и ЭхоЭГ, посещение офтальмолога и невролога.
Методы лечения
Лечение данного психического расстройства подразумевает посещение различных тренингов, направленых на коррекцию нарушений со стороны речевых и неречевых процессов. В большинстве случаев, методы терапии основываются на конкретной форме заболевания и индивидуальных особенностях пациента.
Давайте разберемся, как лечить дислексию. При фонематической форме патологии основной упор терапии осуществляется на коррекцию дефектов, связанных с произношением звуков. Помимо этого, уделяется внимание развитию фонематических процессов и правилам представления буквенно-звуковых составляющих слов. При семантической форме заболевания терапию следует направить на развитие речи и увеличение словарного запаса. В данном случае, отдельные занятия посвящаются грамматическим языковым нормам. Терапия аграмматической формы заболевания строится на формировании правил изменения слов и образовании сложных речевых конструкций.
В случае с наличием психических расстройств и когнитивной дисфункции, очень важно направить терапию на нормализацию работы мозговых отделов, отвечающих за память, слух и речь. Очень важно уделить особое внимание зрительно-пространственным представлениям и зрительному анализу, помимо этого, в обязанность врача входит развитие у пациента пространственного представления.
Для устранения пробелов в восприятии используется методика Р.Д. Дейвиса. Данный метод основывается на придании печатным символам образных выражений, которые в дальнейшем позволяют нормализовать зрительное восприятие.
Рассматриваемое психическое заболевание свойственно многим гениальным людям. Данная проблема была у таких знаменитых личностей, как Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи. Несмотря на то что данная проблема почти не проявляется в повседневной жизни, больной нуждается в узконаправленном лечении. Правильно подобранные методы коррекции позволят человеку наладить взаимосвязь с другими людьми и увеличить степень собственной самооценки. Для того чтобы достигнуть стойкого результата, работу с данными нарушениями лучше всего начинать с детского возраста.
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.